Советы родителям

Как помочь подготовиться к ЕНТ 

     ЕНТ – это экзамен, как для учащихся, так и для их родителей. Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». И именно испытаниями сложными, подчас драматичными, становится сдача ЕНТ для выпускника.
      Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с пакетом тестов. А родителям остаётся только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться подержать его на расстоянии. Взрослые уже сделали всё, что было в их силах.
       Замечательно, что у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь, ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕНТ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме прочего, необходима ещё и психологическая готовность к ситуации сдачи серьёзных экзаменов.
        Согласитесь, что каждый, кто сдаёт экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше.
        Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно придётся сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, - на какие предметы придётся потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъёма, хорошо знакомые - в часы спада.

 Приобретите сборники тестов, которые реализуются в магазинах. Проработайте вопросы тех предметов, которые интересуют вашего ребенка. Не стесняйтесь признаться ребёнку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

 В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию тестирования.

Например, возьмите один из вариантов задач по математике, русскому языку, казахскому языку, истории. Договоритесь, что у него будет 3-4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы он(она) обходился без стимуляторов(кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе.

Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок.

Во-первых, ребёнку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивиться, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь понять ребенку, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить выше балл, рисковать не стоит.  

 Договоритесь с ребёнком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

Если ваш ребенок набрал меньше баллов, чем хотелось бы, или вовсе провалил  экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

Уважаемые папы и мамы!

    1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок -это самая большая ценность вашей жизни!

2.     Внятно и доступно объясните своему ребенку, почему вы вынуждены работать с утра до ночи.

3.     Познакомьте ребенка со своей работой. Пусть он почувствует, насколько важно и значимо ваше присутствие   для многих людей, работающих вместе с вами.

4.     Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонстрируйте ему свою успешность.

5.     Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.

6.     Старайтесь сделать вашу беседу с ребенком эмоциональной в положительном плане.

7.     Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить    и узнать его душевное состояние,  впечатления от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.

8.     Если есть немного свободного времени, потратьте его на то, чтобы познакомиться и пообщаться с его друзьями и товарищами.

9.     Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, уборки и стирки, лучше обнимите своего ребенка и пошепчитесь с ним о самом важном, дорогом и сокровенном и для него, и для вас!

10. Не покупайте своего ребенка подарками за позднее возвращение домой; пройдет немного времени, и он будет  ждать не вас, а подарок.

11. Учите вашего ребенка традициям ожидания близких людей домой. Пусть это будет вашим красивым, теплым добрым ритуалом: красивая салфетка на столе, ароматный чай, уютный свет, приятная музыка и родители, которые входят  в дом.

Пройдет совсем немного времени и родители, заложившие такую традицию, сами будут также ожидать своих повзрослевших   детей, чтобы пообщаться с ними...

12. Не обрывайте своего ребенка на полуслове, не спешите не выслушать его.

13. Не отталкивайте и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это дает ему эмоциональный заряд на новый день, новые встречи, дает ощущение счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте ребенка этого ощущения!

Помните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ними в старости! Помните — бумерангу свойственно возвращаться!

Советы родителям

Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника является ознакомление близких к выпускнику взрослых со способами правильного общения с ним, оказание ему психологической поддержки, создание в семье благоприятного психологического климата.

Семья имеет важное значение в создании психологического климата во время подготовки ученика к ЕНТ. Психологическая поддержка родителей– это процесс, в котором родитель сосредоточен на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности, избежать ошибок, поддержать ребенка при неудачах.

Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка,  родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, родителю придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков  и поощрении того, что он делает. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности.

Родители должны научиться, помогая ребенку, предвидеть естественное несовершенство человека. Для этого родители должны знать, какие силы в широком окружении ребенка способны привести к разочарованию. По мнению многих психологов, такими силами являются:

·        Завышенные требования родителей.

·        Соперничество братьев и сестер.

·        Чрезмерные амбиции ребенка.

Подлинная поддержка родителями выпускника должна основываться на подчеркивании его способностей,возможностей – его положительных сторон. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом.

Для того чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

·        забыть о прошлых неудачах ребенка;

·        помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

·        помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Хорошо, если родители умеют опираться на сильные стороны ребенка, избегать подчеркивания промахов ребенка, помнить, что Ваш ребенок ждет от Вас поощрения. Помогите ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

Помните, что для него очень важен результат  ЕНТ еще и потому, что он боится разочаровать  родителей, он  хочет чтобы вы  гордились его успехами и достижениями.

Старайтесь проводить больше времени с выпускником, знать обо всех его попытках справиться с заданием. Умеете взаимодействовать с ребенком, избегая дисциплинарных  наказаний. Принимайте  индивидуальность ребенка, демонстрируйте при нем оптимизм и поощряйте его стремления добиться успеха.

Если Вы  примете  сказанное выше - будьте уверены: Ваш сын или дочь  успешно  выдержат испытания ЕНТ и связанные с ним психо- эмоциональные перегрузки.очь ребёнку подготовиться к экзаменам

Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам

   Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ребенок уже устал, и не надо его переутомлять. Напротив, с вечера  пусть перестанет готовиться, примет душ, совершит прогулку. Выспаться  как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.   
   В первом случае посоветуйте ребенку  не нагружаться, и из кипы учебников выбрать один-два (если это, например, история России - стоит взять школьные учебники и краткий курс истории, написанный преподавателями того ВУЗа, в который поступаешь или в котором учишься). Если есть возможность использовать видео-аудио материалы - пусть использует их, потому что они лучше запомнятся (об этом подробнее см. как учить). Если есть конспекты - они, конечно, предпочтительнее. 
   Если предмет технический, посоветуйте ребенку обратить внимание на формулы. Если формула слишком длинная или труднозапоминаемая - обратите  его внимание на составляющие, которые ее образуют и их расшифровку. Если формулу Ему  еще сможет подсказать сосед справа, то объяснять преподавателю "Что такое Х с чертой" будет он  сам 
   Репетитор - это конечно, хорошо, но отличается он тем, что стоит денег. Но если денег нет - это тоже не конец света. Да, надо сесть и постараться  ребенку разобраться во всем самому. К репетитору, к знакомому отличнику(це), к преподавателю лучше приходить с конкретным вопросом или с конкретной темой, которая непонятна. Этим вы сэкономите и свое и его время. 
   Интернет при подготовке лучше пользоваться когда  ребенок знает, ЧТО нужно, иначе процесс поиска информации займет больше времени, чем ее усвоение. 
 

Как учить

 Вам как родителю надо помнить и понимать, что ребенку самое сложное  - заставить себя заняться делом. Перед экзаменом хочется делать все что угодно - лишь бы к нему не готовиться. В это время  он может припомнить давно позабытые и отложенные дела, вспомнить, что давно не звонил(а) тому-то, можно отвлечься под предлогом, что пора бы и перекусить (не знаю как у Вас, а у меня во время сессии возникает зверский аппетит , можно проявить себя примерным сыном (дочерью) и выполнить какое-нибудь родительское поручение (съездить на рынок, починить полку, подмести пол...) - в общем он будет делать все что угодно, лишь бы отдалить момент когда придется сидеть с книжкой/тетрадкой над столом и готовиться.

 Мой совет: Помогите ему установить  для себя норму - скажем, один час. Или, например, один билет. Разобрали тему одного билета - сделайте передышку (10 - 15 минут).


Чтобы легче было готовиться к экзамену надо для начала:

l Помочь ребенку спланировать свою деятельность (делать это надо не навязчиво, нив коем случае не вприказном или назидательным тоном, подростки этого не любят. Интересно, а кто любит?).

l Помочь ему соблюдать режим дня (Хотя бы в одно время ложиться и вставать).

l Пусть не пытается выучить всё сразу- распределите свою нагрузку равномерно (Допустим 30 билетов надо выучить за 4 дня. Значит, учить каждый день по 10 билетов, при этом не забывая повторять после 16 часов сложные вопросы предыдущей десятки билетов. На 4-ый день необходимо повторить все билеты, желательно до 12 часов дня.)

l И пусть начинает изучение материала с более лёгкого

 Подготовка к экзамену  

l Пускай  ребенок чередует занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. (Обязательно объясните ребенку зачем ему это нужно) 
 Постарайтесь приобрести или взять у знакомых  как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Ведь выполняя эти тренировочные тесты ребенок   ознакомит себя с конструкциями тестовых заданий.  

 
l При подготовке к экзамену ребенок , никогда не должен думать  о том, что не справится с заданием, а напротив, мысленно должен  рисовать себе картину триумфа.(Ну, а если мы будем говорить ему или знакомым в его присутствии, что хорошо бы сдать на тройку. Значит выше тройки ему и не сдать. А говорить ему слова унижающие его даже не советую, испортите себе и ему настроение, потратите драгоценное время  и его и свое на то, что бы выпустить "пар". А что вам важнее, собственные эмоции или оценка и знания вашего ребенка? Выбирайте...  )

  Пусть ребенок оставит один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

 Посоветуйте ему следующие упражнения (Хорошо если вы и сами это будите делать, ведь не только ваш ребенок сдает экзамен. Вы тоже сдаете экзамен на выдержку, спокойствие и уверенность...) 

Упражнение  на развитие произвольности «Справься с эмоцией»

Если возникла сильная отрицательная эмоция.

Начинайте усиленно, но равномерно дышать. На вдохе считайте до 10, на выдохе – до 7.

Так дышать нужно 5 – 7 минут, пока вы не почувствуете облегчение. 
 

Упражнение на развитие позитивной «Я – концепции»

Формула начала дня.

Инструкция: Пусть каждый день (особенно не очень приятный) начинать с самовнушения.


-Каждый день я становлюсь все лучше и лучше.

-Я чувствую себя уверенным, счастливым.

-Я полон радости и оптимизма.

-Я чувствую себя спокойно и расслабленно.

-Я здоров и силен.

-Я способен добиться всего, чего захочу.

-Я нравлюсь людям, люди хорошо воспринимают меня.

-Я достигну успеха.

-У меня все получится! 


Упражнение на расслабление и снятие напряжения.

«Учимся расслабляться»

Инструкция: Пусть ребенок примет удобную для него позу. Под тихую, расслабляющую музыку спокойным голосом давайте ребенку следующие указания.

- сожми кулаки … сильнее … еще сильнее … разожми;

- втяни живот насколько возможно, замри в этом положении. Расслабься;

- сожми веки так сильно, как только сможешь. Расслабь веки;

- втяни голову в плечи … глубже. Расслабься;

- вдохни, задержи дыхание. Выдохни;

- вытяни руки и ноги … сильнее. Расслабься.

Теперь попытайтесь все эти действия выполнить одновременно. Представь, что по твоему телу распространяется мягкая теплая волна. Сделай глубокий вдох и выдох, подыщи спокойно. Представь ситуацию, в которой ты можешь максимально расслабиться. Прочувствуй ее до мельчайших деталей.  

Как улучшить кровообращение, укрепить глазные мышцы:

 1. Сядьте на стул, расслабьтесь. Посмотрите сначала влево вверх, затем вправо вниз. Опишите глазами круг в обратном направлении. Повторите упражнение 3 – 5 раз с открытыми и закрытыми глазами.

 2. Посмотрите вверх, потом перед собой вниз. Повторите с открытыми и закрытыми глазами 5 – 8 раз.

 3. Смотрите вперед, быстро моргая, и сосчитайте до 30. Затем, сохраняя такой же взгляд, не моргайте и продолжайте считать до 60. Повторить 3 – 4 раза.

 4. Сильно зажмурьтесь, затем быстро поморгайте 10 – 12 раз. Повторите 3- 4 раз.

 5. Закройте глаза на 1 – 1,5 минуты и постарайтесь увидеть мысленным взором милые вашему сердцу картины из прошлого и настоящего.

  Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:  

l пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

l внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

 если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

l      если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

l      И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

 что вы едите, есть ли в вашей диете продукты, достаточно стимулирующие мозг. Ведь ваш обед действительно может повлиять на то, как вы Если У вас скоро экзамены, самое время задуматься над тем, проявите себя на экзамене. Правильные продукты помогают лучше сосредотачиваться, позволяют лучше спать ночью и снижают уровень обеспокоенности. Так что ешьте правильно !
Допустим, до экзамена осталось два дня (сегодня и завтра). В это время ученик должен задать себе примерно три следующих вопроса:

1. Что учить? (какой предмет, материал, вопросы, ответы, конспекты, книги, умные знакомые, телевизор, Интернет, иные носители информации...)

2. Как учить? (зубрежка, репетитор, мнемоника, учебники под подушкой, чтение...)

3. А надо ли учить?(а может, повезет? Или вдруг я все знаю? Или есть классная шпаргалка...)
Если Вы задумываетесь хотя бы о двух из этих вопросов, Вы - наш человек.

 Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность и всячески подчеркивают отличие от окружающих. Расширяется их временная перспектива в прошлое и особенно в будущее: если у подростков наибольшую озабоченность вызывает свое наличное Я (какой я сейчас), в частности образ своего тела и внешности, то юноши больше думают о своем возможном Я; их самосознание тесно связано с социальным самоопределением, формированием жизненных планов.  

 Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". 
 Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. 
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
 Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.  
 Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

 Надеемся, что наши советы помогут вам и вашему ребенку сдать успешно  выпускные экзамены.

Так же мы будем очень вам признательны, если вы нам пришлете  свои способы, советы  при подготовки к экзаменам
 Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.  
 Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

 Надеемся, что наши советы помогут вам и вашему ребенку сдать успешно  выпускные экзамены.

Так же мы будем очень вам признательны, если вы нам пришлете  свои способы, советы  при подготовки к экзаменам
 Ждем и будем вам очень признательны, до встречи.

Родительское собрание (ноябрь)

Цель: раскрыть психологические аспекты ЕНТ, и научить ВЕРИТЬ В СВОЕГО РЕБЕНКА

Методические рекомендации родителям

Уважаемые родители!

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче Единого национального тестирования. Как же поддержать выпускника?

Существуют ложные способы, так типичными для родителей для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей положительных сторон ребенка.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

•  Забыть о прошлых неудачах ребенка,
•  Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
•  Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

•  Опираться на сильные стороны ребенка, •  Избегать подчеркивания промахов ребенка,
•  Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,
•  Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку,
•  Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи,
•  Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
 Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
 Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
 Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
 Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
 Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
 Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
 Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
 Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
 Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на тестирование.
 Накануне тестирования обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

· пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

· внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

· если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

· если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

· Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.

Родительское собрание (март)

Как помочь своему ребёнку подготовиться к сдаче ЕНТ, экзаменов

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для одинадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений – уже на вступительных экзаменах.

Безусловно, экзамены – дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.

Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше.

· Задолго до тестирования обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторении. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он ил «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.

· Прочитайте список вопросов к тестированию. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

· Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

· Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

· В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

· Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

· Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена, к социально-психологической адаптации в новой социальной ситуации. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности. Помните, что недостаток положительного стимулирования и преобладания отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищенности, неуверенности в себе и страха перед предстоящими испытаниями.

Чтобы помочь своему ребенку в подготовке и сдаче тестирования, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите вуз, в котором будет поступать ваш ребенок.

Подберите оптимальные решения ситуаций, которые могут возникнуть на экзамене, учитывая индивидуальные психологические и физиологические особенности вашего ребенка. Найти сегодня литературу по аутотренингам, саморегуляции, ауторелаксации не составит большого труда для вас. Постарайтесь сами научиться, а также научить своего ребенка приемам расслабления и саморегуляции. Проиграйте соответствующую ситуацию, в которой это умение пригодится вашему ребенку на экзамене.

Очень важна ваша психологическая поддержка выпускнику, если он не поступит в вуз. В ситуации неуспеха выпускник остро испытывает чувство разочарования, обиды, вины за неопределенные надежды родителей. Преодолеть или существенно смягчить напряженное состояние выпускника, вызванное возникшей проблемой, обязаны родители. Необходимо вмести с ним продумать возможные способы выхода из создавшейся ситуации, не драматизируя ее. Постарайтесь сами принять и помочь принять ребенку возникшую ситуацию.

Умение сконцентрироваться на положительном в любой ситуации поможет успокоиться, сориентироваться и найти правильное решение, снизить субъективную значимость проблемной ситуации. Не стоит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблемы для себя и ребенка, например, скажите: «Это для меня не так важно, как здоровье моего ребенка, как благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Все можно исправить!».

Жизни без проблем не бывает, поэтому у каждого человека всегда есть проблемы; решив одну проблему, человек сталкивается с другой; уходя от одних проблем, он обязательно найдет новые проблемы. Очень много можно добиться, если в своих действиях руководствоваться принципами: «Я должен», «Я могу». Человек предрекает себе успех, предпринимая действия с самоориентацией на достижение позитивного результата.

5

далее