Советы педагогам

Своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива является классный руководитель. И поэтому он может реально влиять на возможности освоения школьниками новой формы экзаменов.

Работа классного руководителя с родителями заключается в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ЕНТ, в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья.

Классный руководитель помогает учащимся преодолеть тревогу перед незнакомым, непривычным и видеть в этом новом реальные возможности своего роста. Очень многое зависит от того, насколько гибко и внимательно относится классный руководитель к выстраиванию ролевых позиций учащихся в деятельности коллектива, дает ли возможность им реализовать функции лидера, исполнителя, «лидера-вдохновителя», обеспечивая прохождение каждого через все  эти позиции, создает  условия для формирования положительной  и спокойной веры в свои силы.

Для успешной работы классных руководителей с учащимися в плане подготовки к ЕНТ рекомендуется  система тесного взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками.

 Ключевыми позициями данной системы на всех уровнях взаимодействия (с учащимися, родителями и учителями-предметниками) выступают направленность на формирование позитивного отношения к  ЕНТ, оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки, во время проведения, а также после сдачи ЕНТ. Важна ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения  тестирования.

В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о порядке прохождения ЕНТ и ликвидировать пробелы. Далее целесообразно организовать обсуждение правил ЕНТ выпускников в рамках одного или нескольких классов. Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др.

 Предполагается, что итогом таких встреч станет позитивное отношение школьников к проведению ЕНТ. Кроме того, такого рода встречи ориентируют классного руководителя и на проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на аттестат с отличием.

Особого разговора заслуживает организация учебной домашней работы, режим труда и отдыха выпускников. Классный руководитель, совместно с родителями, призван помочь каждому ребенку сделать выбор в определении предметов по выбору. Также классный руководитель является связующим звеном между учеником и  учителем предметником.

Зачастую ситуация такова, что объем материала, изучаемого в школе, очень велик, и часто учителям не хватает времени на отработку основных навыков, не говоря уже о более сложных умениях. Значит, подготовку к ЕНТ следует начинать  уже в среднем звене школы. Таким образом можно осуществить и теоретическую, и психологическую подготовку учащихся к экзамену.

При повторении нужно добиваться от учеников осмысления каждого шага, требовать от них ссылок на соответствующие правила, формулы, законы, чтобы у учащихся формировались нужные ассоциации.

Обязательно необходимо осуществлять контроль за повторением, проводить самостоятельные и контрольные работы по каждому блоку в условиях, приближенных к экзаменационным, в форме тестирования. Необходимо ознакомить учащихся с критериями оценки работы, ориентировать их на то, что для получения отметок «3», «4», «5» нужно выполнить строго определенный объем заданий.

В школах  проводятся промежуточные тестирования, учителями  активно вводятся тестовые технологии в систему обучения. Такие тренировки по выполнению тестовых заданий учащимися позволят реально повысить итоговый балл.

Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.

Хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать, причем именно тогда, когда нужно. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Хорошо было  бы, если учитель начал ценить не покорность и послушность, а начал ценить характер, знания, способности ученика, которые могут дать высокие результаты на ЕНТ, что в свою очередь обеспечит имидж учителя.  

Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться длительные психологические тренинги и специальные консультации для родителей. В Ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов, ведь уверенность в себе — это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже трудно сформировать в короткое время. Как это реально сделать?

Учитывая, что любой экзамен – это стресс, и сдача ЕНТ создает психологические проблемы для школьников,   необходимость помощи специалиста – психолога  возрастает.

Субъектом психолого-педагогического обеспечения на уровне школы является психолог. На протяжении всего курса обучения он сопровождает выпускников, педагогов, родителей. Педагог, получив психологический материал, обеспечивает им учащихся и родителей. Родители обеспечивают учащихся. Учащиеся, получив соответствующие роли (конфликт-менеджера, помощника психолога и др.) психологически обеспечивают своих сверстников. Психолого-педагогическое сопровождение может  носить групповой и индивидуальный характер. Психологическое  сопровождение    направлено на всех учащихся, заканчивающих среднюю школу.

Психолого-педагогическое сопровождение  должно быть последовательным,  гибким и ориентироваться на потребности выпускника.

5