Форма входа

Банк сайтов

Банк Интернет-портфолио учителей

Теги

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 133

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 27.04.2024, 21:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Виртуальный методический кабинет СШ №6 г.Костаная
Главная | Регистрация | Вход
Колыванова О.Н.


на главную ШППО

Развитие творческих способностей учащихся на уроках нестандартных типов.

План занятий Колывановой О.Н., учителя музыки

 

 

Тема занятия

Дата проведения

Форма проведения

Аудитория

Место проведения

1

Воспитание нравственной личности средствами искусства

октябрь

лекция

Лазуткина Г.И., Жабрацкая О.В.

208

2

Оркестровые произведения композиторов Казахстана

февраль

Открытый урок в 5а классе

 Лазуткина Г.И., Жабрацкая О.В.

208

3

Информационные технологии на уроках музыки

март

лекция

Лазуткина Г.И., Жабрацкая О.В.

208

4

Музыкальная карусель

апрель

Открытый урок в 1а классе

 Лазуткина Г.И., Жабрацкая О.В.

208                                                                          


Занятие №1

 Искусство как средство эстетического воспитания

 

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство" В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. "В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы" . Искусство дает огромный материал для познания жизни. В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни. В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так описал это явление: "И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение". Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. "Постижение искусства есть познавательный процесс глубоко творческого характера", - отмечают авторы книги "Эстетическое воспитание школьников" "Энергия активного, творческого отношения человека к искусству зависит как от качества самого искусства, так и от индивидуальных способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня его художественного образования". Те же авторы сделали правильное замечание: "Только подлинное искусство воспитывает, но только человек с развитыми способностями может пробудиться сотворчеству и творчеству". Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни.  

скачать полный текст занятия
                                                                                                                            в начало

Занятие №2

Открытый урок «Оркестровые произведения композиторов Казахстана», 5 класс

Колыванова О.Н.

Тип урока: урок-лекция.

 

Цель: ознакомление учащихся с оркестровыми произведениями композиторов Казахстана в исполнении симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.

 

Задачи:

формировать умение слушать музыку, анализировать и сравнивать;

развитие интереса к музыке через слушание оркестровых произведений;

воспитание художественного вкуса и культуры восприятия музыки.


Ход урока.

1. Орг. момент.

            2. Вопрос: Как Вы понимаете словосочетание «оркестровые произведения»?

(Произведения, написанные для оркестра)

            Вопрос: Что такое оркестр? Посмотрите на картинки и сформулируйте правильный ответ.

(Оркестр – большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение, написанное композитором для данного состава)

 В Казахстане первым оркестром был учрежден оркестр народных инструментов им. Курмангазы.

    

Организован в 1934 году как домбровый ансамбль и состоял из 11 человек. Первоначально репертуар его строился только на казахской музыке. Сейчас в составе оркестра 90 человек.

Инструменты оркестра: домбра, кобыз, сыбызгы, жетыген.

                      

Вопрос: Назовите инструменты, которые сейчас прозвучат?

(Домбра, кобыз, жетыген)

            Первым руководителем оркестра был композитор Ахмед Жубанов.

Первоначально в руководстве оркестром А. Жубанов применял метод «воздушной» оркестровки, т.е. распределение оркестровых партий без нот. Были отобраны кюи народных композиторов, которые были так оркестрованы. В результате возник своеобразный творческий облик национального оркестра: исчезла импровизационность народной музыки, но в то же время стали более яркими элементы оркестральности, симфонизма. Национальное в музыке для оркестра народных инструментов как будто получила новую жизнь, оно было выражено более мощно, ярко, масштабно. Выступления оркестра всегда проходили с большим успехом, а кюй «Сары-Арка» Курмангазы стал музыкальным символом в республике.

            Вопрос: Кто же такой Курмангазы?

Ответы учащихся:

            Курмангазы Сагырбаев (годы жизни 1818 - 1889) – композитор-кюйши, классик казахской инструментальной музыки. Он занимает особое место в музыкальной культуре Казахстана. Выходец из народа, всю жизнь боролся против беззакония казахских баев, отстаивал права простых людей. Гонения властей, несправедливые обвинения, тюрьмы – ничто не смогло сломить кюйши. Остро реагируя на происходящие вокруг события, проникновенно воссоздал широкую панораму жизни казахского народа. Если Вы захотите услышать пульс и дыхание казахской земли, знать, о чем поет вольный ветер бескрайних степных просторов, ощутить радость от стремительного бега летящих коней, понять, в чем сила казахского народа.

            Особенно ярко и впечатляюще звучит кюй в варианте ГНА им. Курмангазы.

 

            Слушание кюя «Сары-Арка» (инструментальный кюй в оркестровом варианте).

 

            Вопросы:

- характер;

- динамика;

- темп;

- инструменты.

(Ответы учащихся)

(Легенда: Жаркое степное солнце. Спрыгнув наземь и ласково потрепав коня путник взял домбру, быстро и уверенно пробежал пальцами по струнам. Преследуемый властями он вынужден был бежать из родных мест и теперь прощался с ними своей песней Вспоминая героев, защитников казахского народа – все они побывали в песнях и сказаниях народа. Пусть безлюден сейчас твой путь, ветер расскажет о тебе потомкам. Вскочил в седло и тронулся в путь, ускоряя бег будто подбирая под себя землю, только пыль заклубилась во след.)

 

Вывод: Большинство кюев Курмангазы отличают динамичный характер, быстрый темп. Воплощает в творчестве героическую батырскую тематику, занимавшую доминирующее положение в культуре данного региона.

 

3. В 60-70-х гг. 19 века в республике достигает рассвета один из самых сложных жанров европейской музыки – симфонический, и возникает новый жанровый синтез – симфонический кюй.

            Большую любовь у национальной аудитории получили оркестровые интерпретации в исполнении фольклорно-этнографического оркестра «Отрар Сазы».

Рассказ 3 учащегося:

            Казахский государственный фольклорно-этнографический оркестр народных инструментов «Отрар Сазы» создан в 1980 году, в состав которого вошли ушедшие из практики повседневного бытования казахские музыкальные инструменты, возрожденные ученым фольклористом Б. Сарыбаевым. В оркестровом звучании Кюи захватывают слушателей мощью воплощаемых богатырских образов, конными скачками и картинами необъятных просторов степей. Неповторимое лицо этому коллективу создал руководитель и дирижер Н. Тлендиев.

Тлендиев – дирижер, композитор, домбрист (годы жизни 1925 - 1998). В 1981 году организовал фольклорно-этнографический оркестр «Отрар Сазы». Его перу принадлежит оркестровая поэма «Ата толгау», в которой унаследованы традиции казахской народной музыки с присущей ей мелодичностью, лиризмом, гражданским пафосом и динамизмом.

 

            Слушание оркестровой поэмы «Ата толгау» («Размышление»).

            Вопросы:

- характер;

- динамика;

- темп;

- инструменты.

(Ответы учащихся)

 

            4. Наряду с оркестрами народных инструментов в 1983 году создается Государственный академический симфонический оркестр Республики Казахстан.

Вопрос: Что означают эти два слова - симфонический оркестр?

            Ответы учащихся:

            Оркестр от древне греческого «Орхестра», называют площадку перед сценой, где располагался хор и оркестр.

Симфония, с древне греческого – созвучие, согласие. Отсюда большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах. Во главе дирижер – душа, мозг оркестра.

В настоящее время, в симфоническом оркестре объединяются все лучшие музыкальные инструменты, которые разделяются на четыре группы:

1-я – струнная: скрипки, альты;

2-я – деревянно-духовая: флейта, гобой, кларнет и фаготы;

3-я – медная: трубы, валторны, тромбоны;

4-я – ударные инструменты: литавры, ксилофоны, металлофоны.

 

            Вопрос: В чем отличие оркестра народных инструментов от симфонического оркестра?

 

(Симфонический оркестр РК исполнял произведения казахских композиторов, в частности Е. Рахмадиева.)

Е. Рахмадиев (год рождения 1932) – композитор, родоначальник симфонического кюя. Его художественный метод основан на творческом воплощении народного песенно-кюевого материала в контексте современных средств музыкальной выразительности. Им написан симфонический кюй «Кудаша думан».

 

            Слушание симфонического кюя «Кудаша думан» («Торжество»).

Вопросы:

- по картине определите задумку композитора;

- характер;

- динамику;

- темп;

- инструменты.

(Ответы учащихся)

 

            5. Разучивание песни «Астана».

 

Слушание песни «Астана».

 

 

                        «Астана»

 

1. Біз балғын баламыз, бақытты аңсаған

    Шаттық бұл көңіл, қуанып аңсаған

    Өмірде қыраны, биікте самғаған

    Қорғанып еліктің қанаты тапмаған

 

          Қайырмасы:

                   Көркейіп жайнай бер

                  Жас қалам Астанам

                  Жасай бер қазағым

                   Ризамын мен саған

                  Жайнай бер, жасай бер

                   Бас қалам Астанам

 

2. Жарқырап нұрлы күн, шуағын жинаған

    Болашақ ұрпаққа жылуын сыйлаған

    Бірлігін елімнің бабалар аңсаған

    Бақытын елімнің жерімен жар салған

 

Итог:

  1. Что нового Вы узнали на уроке?
  2. С какими произведениями познакомились?
  3. О каких оркестрах Вы узнали?

 

 

Домашнее задание:

Нарисовать одно из прослушанных произведений, передать в цвете его характер и настроение.

                                                                                                                                          в начало 



Copyright MyCorp © 2024