Выступление на городском семинаре Шевченко О.В., учителя начальных классов СШ №6 г.Костаная.
С 2008 года начался мой опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Это был коррекционный класс. По заключению ПМПК у 9 учащихся из 8 имелась задержка психического развития. У 1 девочки лёгкая степень умственной отсталости (рекомендовано обучение по программе вспомогательной школы). Мальчик с аутизмом.
Как трудно и тяжело было начинать работать с такими детьми. Что же делать? Как научить детей, у которых возникают трудности в учёбе?
Каждый педагог в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, моральными нормами, уровнем знаний.
В педагогике вообще, а в коррекционной особенно, готовых рецептов не существует. Для педагогов незыблемо одно: бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку.
Учитель - основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ОВЗ, не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие - наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: психолог, логопед и медицинский работник. Нами были составлены индивидуальные образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями.
Считаю, что работа в коррекционном классе дала положительные результаты.
Есть небольшие, но как мне кажется, победы: РомаКозенко, ребёнок с аутизмом, поднимает руку, чтобы поработать у доски, самостоятельно переодевается на урок физической культуры, ходит в библиотеку, сам обсуживает себя в школьной столовой, выходит в рекреацию на перемену, участвует во внешкольных мероприятиях, школьный шум меньше утомляет его. Дети принимают Рому в коллективе, окружают заботой, сами становятся добрее и милосерднее.
Сейчас Рома продолжает учиться в 6 классе.
Работа с Аношкиной Лидией (программа вспомогательной школы) велась в режиме инклюзива.
В моём нынешнем 2 «В» классе из 21 учащегося – 2 ученика с ЗПР (один из них с ДЦП).
Накопленный опыт помогает мне в работе.
Для учителя, работающего в инклюзивном классе, крайне важно помнить о следующих правилах:
1. В поурочном планировании ставит коррекционную цель. Отразить в ходе урока траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями.
2. Чёткая организация урока, где каждый занят интересной, трудной, но посильной деятельностью.
Так же как и другим, хотя, возможно, и в большей степени, детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) нужна чёткая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволяет ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своём поведении. Внезапное нарушение порядка для ребёнка с аутизмом всегда некомфортно.
Например, 1 и во 2 классе, во время урока, Рома (ребёнок с аутизмом) мог спросить, сколько будем решать задач, или уравнений, когда будет звонок. Чтобы избежать таких вопросов, перед каждым заданием я проговаривала количество заданий определённого вида, познакомила с расписанием звонков.
3. Предоставляйте каждому ребенку возможность работать в присущем
ему темпе.
Я предлагаю ребенку пропустить очередную запись, заменить задание, для выполнения которого требуется меньше времени.
Индивидуализация темпа – необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе. Дети выполняют задание, но работа останавливается независимо от степени ее завершенности. Так отрабатывается умение начинать и заканчивать работу со всеми.
4. Обучение и воспитание детей с ЗПР осуществляется с позиции индивидуально подхода.
Индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка должны учитываться с самого начала его пребывания в школе.
Например, для ребенка страдающего ДЦП я соблюдаю следующие условия: посадка ребенка на тот ряд и парту, которые позволяют ребенку свободно выходить из-за парты. Предоставляю возможность ученику выбирать удобную позу для выполнения письменных работ, как удобней отвечать: сидя или стоя.
Предоставляю большее количество времени для выполнения письменных работ.
При оценке результатов письменных работ не занижаю оценку за следующее: неправильное написание строк, выпадение элементов букв или их незаконченность,нарушение размеров букв, смешение сходных по начертанию букв, прерывистость письма. Дима пишет карандашом.
Сейчас наблюдается положительная динамика у ребёнка в навыках письма.
Контрольные и самостоятельные работы по математике ученик выполняет не в тетради, а на отдельном листе, на котором только нужно вставить пропущенные числа.
Чтобы развивать вычислительные навыки у Аношкиной Лиды (программа вспомогательной школы), мы воспользовались линейкой (на начальном этапе).
5. Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание.
Оптимальная смена видов заданий: познавательных, вербальных, игровых и практических.
6. Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух. На уроках часто использую хоровое проговаривание.
При таком виде работы усваиваются и теоретические знания, и лучше усваивается алгоритм выполнения практических упражнений.
7. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
На каждом уроке стараюсь оказывать индивидуальную помощь «особенным» детям.
На каждом уроке литературного чтения включаю «жужжащее чтение» (пятиминутки). В это время я работаю над развитием навыков чтения.
На уроках русского языка и математики во время самостоятельной работы (5-7 минут) над заданием, карточкой есть возможность уделить внимание «особенным детям».
8. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.
При объяснении нового материала использую опорные схемы. Для меня этот метод оказался очень эффективным.
Практически на каждом уроке ребята работают по карточкам (ведётся тетрадь для индивидуальных работ).
Например: (русский язык).
1 уровень (программа ЗПР)
|
2 уровень
|
Разбери слова по составу.
Дом, дома, домашний, домик.
Гриб, грибник, грибной.
|
Разбери слова по составу:
Берёза, домик, гриб, гнездо, лесной, дерево.
|
Вставь пропущенные буквы.
Медве..ь - медведи
гара… - гаражи
тра…ка - трава
ст…кло - стёкла
зв…зда – звёзды.
|
Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное слово.
Медве..ь - ______________
гара… - _____________
ст…кло - ______________
б…жит - ______________
зв…зда - ______________
|
Определи род имён существительных:
Тетрадь (чья?), солнце (чьё?), гнездо (чьё?),
пенал (чей?), карандаш (чей?), ручка (чья?).
|
Определи род имён существительных:
Тетрадь, солнце, гнездо, пенал, карандаш, ручка.
|
Определи род имён существительных:
Полотенце, автобус, машина, товарищ, яблоко, ромашка.
|
Определи род имён существительных:
На автобусе, в школе, яблоки, под деревом, карандаши, около школы, здоровье.
|
Карточки на уроке математике:
Реши примеры:
7 + 8 = 12 - 6 =
9 + 4 = 15 – 7 =
3 + 9 = 18 – 9 =
|
Реши примеры:
7 + 8 = 12 - 6 =
9 + 4 = 15 – 7 =
3 + 9 = 18 – 9 =
7 + 4 = 11 – 3 =
|
Реши примеры:
14+ 2 = 21 + 40 =
52 + 3 = 35 + 20 =
47 – 2 = 87 – 30 =
|
Реши примеры:
14 + 2 = 21 + 40 =
52 + 3 = 35 + 20 =
47 – 2 = 87 – 30 =
84 – 3 = 98 – 80 =
|
Карточки для ребёнка с ДЦП я набираю крупным шрифтом.
Использую цвет для выделения десятков и единиц.
Письменные работы по русскому языку (диктанты и списывания), подбираю с меньшим количеством слов.
Изложения и сочинения пишем по опорным словам.
1уровень (дети с ЗПР)
|
2 уровень
|
- Какой стоял день? (тёплый)
- Кто грелсяна солнышке? (Пушистый кот Васька)
- Что делал воробей? (клевал крошки хлеба)
- Что чует кот? (добычу)
- Что сделал Васька? (глазки заблестели.Кот бросился на птицу.)
Это заметил Алёша.
- Кто стал гнать Ваську? (мальчик)
- то спас птицу? (Алёша)
- Где скрылся воробей? (в кустах)
|
- Какой был день?
- Кто грелся на крыльце?
- Кто клевал крошки хлеба?
- Что чует кот?
- Что сделал Васька?
- Кто стал гнать Ваську?
- Где скрылся воробей?
|
Учитель поясняет, что предложения нужно начинать с выделенных слов. Можно вместе с учеником расставить простым карандашом порядок слов.
1 уровень (дети с ЗПР)
|
2 уровень
|
Напиши сочинение по плану и опорным словам:
1. Мою маму зовут…
2. Моя мама самая красивая. Глаза (лучистые, голубые, карие, зелёные).
Волосы (русые, каштановые, чёрные). Руки (тёплые заботливые, трудолюбивые).
Сердце моей мамы (доброе и чуткое).
3. Моя мама работает ….
4. Я помогаю своей маме во всём.
5. Мама – мой лучший друг.
|
Напиши сочинение по плану:
1. Как зовут маму.
2. Моя мама самая красивая. Внешность мамы.
3. Профессия моей мамы.
4. Моё отношение к маме.
5. Пожелания маме.
|
9. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой цель: как сделать урок здоровьесберегающим?
Стараюсь на уроке создать атмосферу доброжелательности, которая позволяет снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это «эмоциональные поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы. Необходимо в работе с детьми присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе.
На своих уроках использую следующие средства двигательной активности:
-элементы движений (ходьба, бег, прыжки);
-физкультминутки;
- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
-гимнастика (пальчиковая, для развития мелкой моторики, для тренировки зрительного анализатора). Такие виды гимнастик необходимы для детей с ограниченными возможностями.
10. По возможности на каждом уроке использую задания на развитие познавательной деятельности.
Часто на уроках русского языка я предлагаю найти «лишнее» слово. Такие задания развивают познавательные способности.
Тема: Перенос слова.
- Найти «лишнее» слово: медведь, олень, лиса, жираф, тюлень.
- Доказать, что слово «олень» лишнее. (Это слово перенести нельзя).
- Что общего у этих слов? (Все слова состоят из 2 слогов, все слова – названия животных).
Такой вид работы использую при проведении орфографических пятиминуток.
11. Использование игровых технологий позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
12. Основное правило для учителя. Создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не, сколько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.
Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
|