Форма входа

Банк сайтов

Банк Интернет-портфолио учителей

Теги

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 133

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 24.04.2024, 20:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Виртуальный методический кабинет СШ №6 г.Костаная
Главная | Регистрация | Вход
Шевченко О.В.


на главную ШППО

Организация учебной деятельности на уроке в зависимости от состояния здоровья школьников.


План занятий Шевченко О.В., учителя начальных классов

 

 

Тема занятия

Дата проведения

Форма проведения

Аудитория

Место проведения

1

  Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

ноябрь

лекция

Жукова Л.А., Айсына А.С.

 106

2

 Коррекционное занятие «Путешествие в страну Фантазёрию»

декабрь

Открытое   занятие в 3в классе

Жукова Л.А., Айсына А.С.

 106

3

Создание здоровьесберегающей учебной среды как фактора оптимизации нагрузки и укрепления здоровья младших школьников

январь

лекция

Жукова Л.А., Айсына А.С.

 106

4

Коррекционное занятие «Клад за семью печатями»

март

Открытое занятие  в 3в классе

Жукова Л.А., Айсына А.С.

 106


Занятие № 1    

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников                                                       Шевченко О.В.

 

От  правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной  деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное  наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.

 

Правило 1. Правильная организация урока.

Во-первых,  это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главной целью учителя, должно быть, научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению. 

Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин  пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.

Учитель может добиться интереса разными способами:

во-первых, за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более  привлекательным;

во-вторых, за счет личностных качеств учителя;

в- третьих,  взаимный интерес,  который подавляет утомление.

 

Правило 2. Использование каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того,  какое из них является доминирующим.

Левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к  абстрагированию и обобщению;

Необходимо на уроке:

 ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от части к целому; неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на уроке.

Правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;

 

Необходимо на уроке: связь информации с практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно-пространственного анализа, творческие задания, эмоции, эксперименты,  речевой и музыкальный ритм.

Равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных  каналов восприятия информации различают:

аудиальное восприятие;

визуальное восприятие;

кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его  запоминания.

 

Правило 3. Учет  зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально  доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так  и в разные дни  учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных  особенностей детей.

 

Правило 4. Распределение  интенсивности  умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются  своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

5-25 минута – 80%

25-35 минута -  60-40%

35-40 минута – 10%

Практически все исследователи сходятся  во мнении, что урок, организованный на основе  принципов здоровьесбережения, не должен  приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Утомление часто возникает в следующие периоды:

начало учебного года и недели;

возникает ежедневно к 3-4-му урокам;

сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;

окончание четверти, учебного года, недели.

 

Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

 

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

 

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

          Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

 

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

                                                                                                               в начало  


Занятие №2                                                                         

Коррекционное занятие в 3 «В» классе   «Путешествие в страну Фантазёрию», Шевченко О.В.

Цель: Коррекция сенсорных процессов.

                                            Ход занятия.

- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. На кораблике "Стремительный" мы побываем в стране "Фантазёрия". Знаете такую страну?  Кто знает, что обозначает слово «фантазёры»?

Психологический настрой.

- Сейчас мы с вами повторим стихотворение, которое мы уже знаем.

         Каждый день всегда, везде

         На занятиях, в игре

         Тихо, тихо мы сидим,

         Если надо, говорим

Разминка.

         Ра-ра-ра начинается игра

         Орт-орт-орт корабли приходят в порт

         Ли-ли-ли в порт приходят корабли

         Уз-уз-уз и большой сухогруз

         Ан-ан-ан вот наш капитан

         Ыть-ыть-ыть мы готовы плыть.

Игра "Наш кораблик". Первый игрок говорит: наш корабль и добавляет слово, например, красивый. Второй игрок повторяет то, что сказал первый игрок и добавляет своё слово, например, быстрый. Третий игрок говорит то, что сказали предыдущие игроки и добавляет своё слово и т. д.

 

-Представьте, что мы на таком корабле отправились в плавание.

-Закройте глазки и представьте: Светит солнышко яркое и тёплое. Подставьте ручки солнышку, почувствуйте его тепло. Дует лёгкий ветерок. Он ласково обдувает вас. Вам тепло и хорошо. А наш кораблик плывёт по волнам большого моря. Нам хорошо. Наш кораблик ведёт опытный капитан. Откройте все глазки и расскажите, что вы себе представили.

- Мы долго плыли по морям, но вот наш кораблик причалил к берегу страны "Фантазёров". Первая наша остановка в "Городе внимания". (Упражнения на внимание).

Упражнение "Общий ритм".

- Сейчас я пойду в гости к ... и называет имя одного из игроков (лучше всего выбрать наименее популярного ребёнка в классе). Он подходит к нему и говорит: я пришел к тебе в гости. Прохлопывает ладошами определённый ритм. Ученик должен повторить услышанный им ритм. Затем они вдвоём идут в гости к следующему ученику и т.д.

- Мы совершаем путешествие по стране "Фантазёров" и попадаем с вами в "город  Зоопарк". Представьте, что мы подошли к пруду и увидели Лягушку.

Упражнение "Шла лягушка по дорожке".

Все игроки стоят на площадке. Выбирается водящий. Он должен определить на слух кто из игроков произнесёт КВА, КВА, КВА

Все игроки по команде водящего хором произносят слова:

         Вот лягушка по дорожке

         Скачет, вытянувши ножки

         Увидала комара

         Закричала:

Один из игроков: КВА, КВА. КВА.

(Если водящий угадал, чей это голос, то игрок становится водящим, если не угадал, сам остаётся водящим.)

Упражнение "Угадай животное".

Один игрок выходит за дверь. Он - водящий. Каждый участник игры приду-мывает себе какое-нибудь животное. Когда водящий заходит в помещение, игроки го очереди показывают животных. Без слов. Водящий должен догадаться, кого изображают участники. Если он отгадал всех животных, он становится игроком, кто-то становится водящим.

- Пока мы были в "Зоопарке", мы очень проголодались и решили побывать в посёлке с очень вкусным названием "Клубничка".

Упражнение "Назовись фруктом".

Учащиеся стоят в кругу. Каждый по очереди называет себя каким-нибудь фруктом. Затем все повторяют названия каждого фрукта. Последующий игрок называет впереди стоящих игроков теми названиями, которые они выбрали, затем своё.

Упражнение "Чем мы похожи".

Каждый игрок вспоминает название фрукта, которое придумал себе в предыдущей игре. Затем, выбирает из всех игроков, того, кто больше всех похож на него. НАПРИМЕР: Я - яблоко. Яблоко похоже на апельсин тем, что они круглые или яблоко похоже на киви, потому что они зелёные и т.д.

Упражнение "Фрукты, компот".

Ведущий называет всех участников по очереди яблоком или грушей. Затем объясняет правила игры. Если звучит команда «яблоки», то все игроки, которым присвоено ЯБЛОКО меняются местами. Если звучит команда «груши», то все игроки, кому присвоено ГРУША меняются местами, Если звучит команда КОМПОТ, то все игроки "яблоки", и "груши" меняются местами. Ведущий старается занять место какого-нибудь игрока. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Упражнение "Весёлый паровозик".

Все участники строятся друг за другом в одну шеренгу. По команде ведущего паровозик начинает своё движение. Впереди стоящий игрок - машинист. Он кричит: "Ту-ту-у!"

- Наше путешествие подходит к концу. Давайте нарисуем то, что нам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии.

(Ребята садятся  и рисуют цветными карандашами то, что им больше всего запомнилось на занятии.)

                                                                                                    в начало


Copyright MyCorp © 2024