Форма входа

Банк сайтов

Банк Интернет-портфолио учителей

Теги

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 133

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 06.05.2024, 12:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Виртуальный методический кабинет СШ №6 г.Костаная
Главная | Регистрация | Вход
Методический вестник


Главная » Статьи » Материалы семинаров » МО биологии и химии

Формирование учителя новой формации. Мусина Т.Г.
   Стратегические цели городской образовательной системы, направленные на обеспечение качественного общего среднего образования, ориентированного на результат, воспитание нравственно и физически здоровой, конкурентоспособной личности с активной гражданской позицией, формирование профессионально-компетентной личности учителя, активизация инновационной, экспериментально-исследовательской деятельности в образовательном пространстве города, соответствуют приоритетным целям модернизации казахстанского образования.    Новые подходы к организации методической деятельности выводят на первый план организацию научно-исследовательской деятельности педагогов, разработку и внедрение новых форм организационно-методического сопровождения образовательного процесса, определение условий, обеспечивающих достижение учениками высокого качества образования. В решении этих задач значительная роль принадлежит деятельности городских методических объединений педагогов.   Требования, предъявляемые обществом к педагогу новой формации, за последние годы существенно повысились.
  В Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации дается определение педагога новой формации. Учитель новой формации — это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому.
   Современному учителю присущи следующие личностные характеристики: -потребность и способность к активной и разносторонней инновационно-педагогической и социально-культурной деятельности;
 -тактичность, чувство симпатии, терпеливость и терпимость в отношениях с коллегами и учащимися;
 -готовность принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;
-понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;
 -умение обеспечить внутришкольное и межшкольное общение, умение предотвращать конфликты в ученических и коллективных сообществах;
-знание особенностей психического развития учащихся и стремление вместе с ними целенаправленно создавать педагогические условия, необходимые для их саморазвития;
-способность к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
   Учителю надо опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача – выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке.
   Необходимо выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств учителя:
-высокая гражданская ответственность и социальная активность;
 -любовь к людям;
-подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
-высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; -потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
-физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
 Исходя из квалификационных требований учитель современной школы должен уметь:
 -грамотно организовать учебно-воспитательный процесс;
 -творчески подходить к новым представлениям и идеям, а главное – проектировать и моделировать их в практических формах учебно-образовательного процесса;
 -общаться и управлять ученическим коллективом в ходе занятий и в повседневной жизни;
 -использовать современные методы исследований, выводы и рекомендации науки для совершенствования учебно-образовательного процесса в школе;
-осуществлять анализ фактов, явлений и процессов в школьном коллективе, использовать инновационные методы, формы и средства в интересах совершенствования практической деятельности;
-применять современные информационные технологии для повышения инновационной культуры учащихся и коллектива школы.
На основании вышесказанного можно сформулировать основные функции учителя:
- эмоциональная поддержка
- исследовательская функция
- фасилитаторская функция
- экспертная функция
 1.Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки).
Осуществление учителем функции эмоциональной поддержки предполагает то, что он не только обладает знанием и опытом его передачи, но и умением соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии, не посягая на их «жизненное пространство» (Т. П. Гаврилова).
 2. Учитель как исследователь (исследовательская функция). Исследовательская функция учителя имеет три аспекта реализации его исследовательской активности. Первый аспект связан с тем, что в компетенцию учителя входит самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте естественной педагогической реальности.
Второй аспект определяется использованием психодиагностических методов и процедур. Третий аспект исследовательской функции состоит в осуществлении учителем в учебном процессе развивающих «технологий» личностного роста.
3. Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция). В новой парадигме обучения учитель должен уже не столько передавать знания, сколько создавать ребенку условия для самостоятельного их открытия и обнаружения. Таким образом, учитель-фасилитатор — это учитель, способствующий ученику в усвоении и освоении нового.
4. Учитель как эксперт (экспертная функция). Учитель должен быть экспертом в педагогических проблемах. Экспертная (консультативная) функция учителя вырастает из потребности учащегося в учителе, обладающем глубокими, системными знаниями, разносторонними практическими навыками и умениями. Такой учитель, увлеченный той или иной сферой познания или практической деятельности, способен вовлечь подростка в экспертную сферу своих интересов.
Новые роли педагога новой формации:
Фасилитатор (Facilitator ) - активный помощник в процессе самообразования;
Тьютор (tutor), – консультант (наставник), всегда готовый придти на помощь; Коммуникатор (communicator) - а не информатор;
Интерпретатор (interpreter) - а не транслятор информации;
Оратор, ритор (orator, teacher of rhetoric);
Организатор (organizer ) (vs. контролер, инспектор, начальник) Инициатор учебных действий, генератор идей, координатор совместных усилий.
 Очевидно, что всем перечисленным выше требованиям может удовлетворить далеко не каждый педагог, а лишь тот, кто имеет, помимо базового педагогического образования, еще и тенденцию к саморазвитию, творческому поиску, а также развитую способность к рефлексии реальности, личностной импровизации.
 Учитель – главный субъект инновационной деятельности общеобразовательной школы. Влияние этой категории на все процессы, происходящие в школьной сфере, является во всех отношениях определяющим. Специфика инновационной деятельности учителя заключается в том, что она формируется в сфере общения учителя с учеником.
 При этом важна правильная организация методической работы на всех уровнях на основе инновационного подхода.
Формирование учителя новой формации, как ведущего фактора реализации поставленных задач в соответствии с современными тенденциями развития казахстанского образования.
Категория: МО биологии и химии | Добавил: funtik (02.02.2011)
Просмотров: 1521 | Теги: Мусина Т.Г., компетенции, новая формация, учитель | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024