Форма входа

Банк сайтов

Банк Интернет-портфолио учителей

Теги

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 133

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 06.05.2024, 01:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Виртуальный методический кабинет СШ №6 г.Костаная
Главная | Регистрация | Вход
Методический вестник


Главная » Статьи » Материалы семинаров » МО биологии и химии

Совершенстование урока на основе развивающего обучения.Мусина Т.Г. Выступление на августовской конференции учителей биологии и химии(2010)

   В настоящее время известны, по крайней мере, две теоретически обоснованные и получившие распространение в школе концепции развивающего обучения: Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Содержание биологии, как науки, так и учебной дисциплины, включает факты, понятия, законы и теории позволяющие реализовывать принципы и технологию построения концепции развивающего обучения.

  Изменения, происходящие в мире, требуют от человека не только знаний, но и сформированных умений для применения их в различных сферах деятельности. Однако школа позволяет ребенку чаще всего работать с информацией на основе сравнения и осознания конкретно-чувственных объектов с целью их "изучения” и классификации.         Обучение должно быть направлено на формирование понятий, возникающих и формируемых на основе соответствующих действий, с самого начала связанных с представлениями об условиях их конкретного и практического применения. Обучение должно стать таким, чтобы его развивающий эффект являлся не побочным, а прямым результатом.

  Понятно, что данной цели невозможно добиться, используя только репродуктивные методы обучения. Биология в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова может являться средством развития личности учащегося с учетом его возрастной готовности к процессу обучения, главное из которых, его желание что-либо "делать”.

    Сущность развивающего обучения состоит в том, что оно интенсифицирует, ускоряет развитие интеллектуально - волевых качеств учащихся, активизирует учение и движение ученика от незнания к знанию, формирует важные психические процессы, свойства и качества, развивает самостоятельность, скорость реакции вариативного применения знаний и умений, гибкость ума, потребности к дальнейшему познанию и действию.

    Цель развивающего обучения – воспитать из каждого ученика субъекта обучения, субъекта собственной жизни, т. е. человека готового сделать осознанный выбор жизненного пути и нести ответственность за свой выбор.

    При использовании технологии развивающего обучения учитывается:

I. Основной единицей содержания учебного материала является понятие (система понятий).

    Освоение понятий осуществляется путем предметно – преобразовательных действий, т. е. понятие выступает как основание его практического применения. В работе над усвоением понятий в курсе биологии учащиеся встречаются с рядом трудностей: сложностью понятий, запоминанием труднопроизносимых слов иностранного происхождения, их большим количеством, несоответствием обиходных слов с научными терминами и т. д. Поэтому работа с понятиями ведется поэтапно, начинается с самых простых заданий и заканчивается сложными.

    Могут применяться: а). Упражнения на проговаривание терминов:

Прочитайте вслух: камбий, ксилема, кутикула, ландшафт, местообитание, мембрана, оплодотворение, органоид, паренхима, симбиоз, транспирация, хемосинтез, фотосинтез и т. д.

б) Упражнения на правописание терминов:

Вставьте пропущенные буквы:

1). бе…позвоночные                                4). хлорофи…л     

2). эп…дермис                                          5). яй... еклетка

3). эу…ариоты                                          6). фе…оология

    По мере накопления базы биологических знаний задания усложняются:

в). Упражнения на соотнесения термина с понятием.

Задание: Разложите сложные термины на составные части (корни) и подумайте над значением самих терминов и составляющих их корней. Эпифит, цитоплазма, хромосома, хлоропласт, фотосинтез, симбиоз. Пример: эндосперм (эндо - внутри, сперм - семя). Эндосперм – питательная ткань, развивающаяся в семени растения.

Задание: Придумайте как можно больше терминов со следующими корнями: био – биология,

биоритм, биомасса, биосфера, биотехнология, биотоп, биотроф, биоценоз и т.д.

фото – фотосинтез, фотодыхание, фототроф, фотопериодизм, фоторецептор и т. д.

г). Анализ и синтез сложного термина.

Задание: представьте, что вы выступаете на научной конференции по экологии. Подготовьте небольшое выступление, включив в него наибольшее количество терминов.

Задание: Вспомните из ботаники, зоологии, анатомии, экологии термины, которые сразу же раскрывают свое значение. Пример: листорасположение, прицветники, цветоножка, спячка и т. д.

Задание: Вставьте в предложения пропущенные термины.

РНК и ДНК состоят из…. Эти нуклеиновые кислоты отличаются тем,  что РНК вместо сахара … содержит …, вместо азотистого основания … содержит ….

Задание: подберите русские эквиваленты к следующим терминам:

1). Филлотаксис                                   5.) Гибридизация

2). Популяция                                      6). Транскрипция

3). Метаболизм                                    7). Эукариоты

4). Селекция                                         8). Адаптация

Ответы: 1) Листорасположение                           5). Скрещивание

               2) Сообщество                                         6). Переписывание

               3). Обмен веществ                                   7). Ядерные организмы

               4). Отбор                                                  8). Приспособление

Задание: соотнесите компоненты внутренней среды организма с их функциями:

 

Компоненты внутренней среды

Функции компонентов внутренней среды

Эритроциты

 

Лейкоциты

 

Тромбоциты

 

Плазма

 

Лимфа

 

Тканевая жидкость

а) свертывание крови

б) образование антител

в) фагоцитоз

г) транспорт кислорода

д) поддерживание постоянства состава 

е) транспорт углекислого газа

ж) образование лимфоцитов, защитная

 з) связь между клетками, транспорт растворенных веществ

Задание: исключить лишнее понятие.

Веретеница, уж, варан, кобра.

Глотание, кашель, дыхание, пение.

 

Задание:  выявить общие закономерности, характерные для понятий.

1. Аксон – дендрит. (Отростки нейрона).

2. Митохондрии – рибосомы. (Органоиды клетки).

3. Кровь – кость. (Кровяные клетки формируются в костном мозге).

 

Задание: составьте развернутые предложения по следующим схемам.

1)

 

 

 

Консументы

 

Продуценты

 
2).

Редуценты

 

Варианты ответов: 1). Метаболизм включает 2 взаимосвязанных процесса - анаболизм, или синтез органических веществ, и катаболизм, или распад органических веществ.

2). Редуценты разлагают органическое вещество, накопленное в процессе жизнедеятельности, как продуцентов, так и консументов.

    II.Методом развивающего обучения является решение учебных задач при помощи учебно – продуктивных действий.

    Учебная задача – это ситуация, когда ученику надо что–либо решить или сделать, а средств и способов у него для этого нет. Она предполагает нахождение способа действия. Усвоение учеником всех понятий, всех теоретических знаний, умений, навыков происходит в ходе решения учебных задач. Учебная задача решается посредством осуществления системы учебно – продуктивных действий. Учебно – продуктивное действие – это действие, цель и способ которого имеют объективную характеристику и контролируются вещественными доказательствами.

    Решение учебной задачи – это целостный акт деятельности, внутри которой выделяются самостоятельные учебные действия, направленные на решение промежуточных действий.

Пример: Составьте характеристику семейства, пользуясь планом:

 

а) видовой состав;

 

б) жизненные формы, продолжительность жизни;

 

в) строение цветка;

 

г) плод, его строение, название;

 

д) соцветие.

 

Пример: Расскажите об обмене веществ в организме, используя схему:

 

                                                           

Метаболизм

 

 


                                            Анаболизм                                  Катаболизм

Для ответа учащимся необходимо: 1). Конкретизировать понятия «метаболизм», анаболизм»,

«катаболизм»;

2). Составить план характеристики 2 – сторон обмена веществ (метаболизма);

3). Пользуясь планом, сравнить 2 стороны обмена веществ;

4). Сделать вывод о значении каждой стороны обмена веществ;

5). Сделать вывод о взаимосвязи анаболизма и катаболизма.

6). В ходе ответа завершить схему, которая должна иметь следующий вид:

 

Метаболизм

 

 


Анаболизм – совокупность реакций,                                Катаболизм – совокупность реакций,

способствующих построению клетки и                          обеспечивающих клетку энергией.

обновлению ее состава.

 

                                                                          Энергия

                                 Поглощается                                                       Выделяется

 

Химические соединения

 

Из простых синтезируются более                                                    Сложные распадаются на  

сложные                                                                                             простые

Цель

 

Обеспечение клетки строительным                                                Обеспечение клетки энергией

материалом

АТФ

 

                                       Расходуется                                                Образуется

Обязательно учитывается полнота использования материала, логика изложения, грамотность и самостоятельность.

Облегчают решение учебной задачи элементы модульной технологии. Для этого проводится подбор фактического материала, форм и способов учебной деятельности, разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них. Модульные технологии реализуют принцип дифференциации, что дает возможность усваивать не только обязательный минимум, но и более высокий уровень обучения. Например:

Тема: "Приспособленность рыб к жизни в воде".

Учебный элемент.

 

Время

Учебный материал с указанием заданий

Актуализация знаний

 

7–10 минут

Цель: подготовка к восприятию основного материала.

 

Обсудите в группе и подготовьте устные ответы на следующие вопросы. Что изучает биология? Как называется биологическая дисциплина, изучающая рыб? Где ещё, кроме школьного курса биологии, упоминаются (встречаются) рыбы? Назовите литературные произведения и их авторов, персонажи которых – рыбы. Приведите примеры пословиц, поговорок в которых упоминаются рыбы. В чем смысл этих пословиц? Какую из них можно предложить эпиграфом к нашему уроку? Почему?

 

 

 

    III. Деятельность ученика должна развертываться в рамках коллективно – распределенная деятельности (специфическая разновидность взаимодействия учеников между собой и учителя с учениками).

    Коллективно – распределенная деятельность – это специфическая разновидность взаимодействия учеников между собой и учителя с ними, опирающаяся на определенную целостную систему действий, реализующуюся в коллективно – распределенной между ними учебно – поисковой деятельности. Данная деятельность предполагает:

1). Основа учебной деятельности – дискуссия;

2). Наличие активных оппонентов, имеющих свою точку зрения;

3). Возможность коллективного диалога;

4). Диалог – это общение, в ходе которого происходит обмен мыслями, чувствами.

Пример: вообразите, что вы участники диспута, где столкнулись две разные точки зрения на ламарковский «закон» наследования приобретенных признаков. Одни сторонники (1 группа) выступают за этот закон. Другие (2 группа), наоборот, не признают этого закона. Задание каждой группе - приведите доказательства, которые подтвердят вашу точку зрения.

    Коллективно – распределенная деятельность может основываться на   методике мозгового штурма. Основной упор  методики делается на решение творческих заданий. Перед учащимися ставится проблема, далее распределяются по группам, при этом каждый участник сначала самостоятельно продумывает решение проблемы, затем обсуждается в паре и выносится на общее обсуждение. Что позволяет развивать индивидуальные возможности и творческие способности учащихся.

Например:

Тема: "Пищеварение". "Затяжной обед"

 

1. Длина кишечника человека в 4 раза превышает длину туловища, кишечника собаки – в 4,5 раза, овцы – 24 раза. Объясните эти факты.

 

Подсказка 1 (более подробный вопрос). Предположите, за счет, какого отдела и почему общая длина желудочно-кишечного тракта у овцы больше по сравнению с человеком?

 

Подсказка 2. Определите функцию кишечника, вспомните, за счет чего она осуществляется.

 

Ответ. Длина кишечника зависит от характера пищи. Полуобработанная пища переваривается быстрее, к тому же человек и собака потребляют мало клетчатки. У овец же практически все меню состоит из грубой растительной пищи – т.е. клетчатки. Для её переваривания необходимы бактерии, они находятся в толстом кишечнике. Чем более приспособлен организм к потреблению клетчатки, тем длиннее толстый кишечник.

 

2. Известно, что длина толстого кишечника коров по сравнению с таковой у овец меньше. Рацион тех и других при этом практически одинаков. Как же быть с предыдущим выводом? Объясните эти факты.

 

Ответ. Переваривание клетчатки в любом случае ведут симбиотические бактерии. Просто у коровы они находятся не только в толстом кишечнике, но и в желудке (желудок коровы имеет сложное строение). Поэтому избыточной длины толстого кишечника в случае коровы не наблюдается

    IY. Ведущее место должно уделяться вопросам самоконтроля учащихся (внутреннего контроля) в виде внимания и особенно рефлексивному виду самоконтроля, как важнейшему условию эффективности учебных действий.

    Контроль, а вернее самоконтроль-  это условие нормального протекания учебных действий. Функция самоконтроля заключается в постоянном отслеживании учеником хода выполнения своих учебных действий, в обнаружении различных ошибок в их выполнении, а также внесение необходимых корректив в них. Осуществление контроля и самоконтроля возможно при выполнении заданий по имеющемуся образцу.

Пример: 1).Используя плакат «Рефлекторная дуга» нарисуйте схему рефлекторной дуги оборонительного рефлекса отдергивания ребенком руки от горячего предмета. Запишите составные части рефлекторной дуги. Правильность ответа проверьте по учебнику.

2). Закончите схему классификации типа Членистоногие.

 

Тип Членистоногие

Класс Ракообразные                       Класс ………………….                Класс Насекомые

Отряд Десятиногие                        Отряд Клещи                                 Отряд ……………

Род рак                                             Род …………………….               Род белянка

Вид………..речной                         Вид клещ таежный                       Вид ..... капустная

 

3). Закончите заполнение таблицы.

 

Классификация ландыша майского и шиповника коричного.

 

Таксон

Представитель

Ландыш майский

Шиповник коричный

Надцарство

Царство

Отдел

Класс

Семейство

Род

Вид

 

Ядерные

Растения

Покрытосеменные

Однодольные

Лилейные

Ландыш

Ландыш майский

 

 

Без функции самоконтроля деятельность ученика может отклониться от цели, что является препятствием для решения учебной задачи.

    Y. Весь процесс учения строится на принципе сотрудничества, соучастия.

var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Категория: МО биологии и химии | Добавил: Tatayasha (10.02.2011)
Просмотров: 915 | Теги: развивающее обучение, Формы, Мусина, цель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024