Форма входа

Банк сайтов

Банк Интернет-портфолио учителей

Теги

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 133

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 25.01.2020, 14:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Виртуальный методический кабинет СШ №6 г.Костаная
Главная | Регистрация | Вход
Методический вестник


Главная » Статьи » Материалы семинаров » МО начальных классов

Система коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе

Выступление на городском семинаре Шевченко О.В., учителя начальных классов СШ №6 г.Костаная.

С 2008 года начался мой опыт  работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Это был коррекционный класс. По заключению ПМПК у 9 учащихся из 8 имелась задержка психического развития. У 1 девочки лёгкая степень умственной отсталости (рекомендовано обучение по программе вспомогательной школы). Мальчик с аутизмом.

Как трудно и тяжело было начинать работать с такими детьми. Что же делать? Как научить детей, у которых возникают трудности в учёбе?

Каждый педагог в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, моральными нормами, уровнем знаний.

В педагогике вообще, а в коррекционной особенно, готовых рецептов не существует. Для педагогов незыблемо одно: бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку.

Учитель - основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ОВЗ, не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие - наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: психолог, логопед и медицинский работник. Нами были составлены индивидуальные образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями.

Считаю, что работа в коррекционном классе дала положительные результаты.

Есть небольшие, но как мне кажется, победы: РомаКозенко, ребёнок с аутизмом, поднимает руку, чтобы поработать у доски, самостоятельно переодевается на урок физической культуры, ходит в библиотеку, сам обсуживает себя в школьной столовой, выходит в рекреацию на перемену, участвует во внешкольных мероприятиях, школьный шум меньше утомляет его. Дети принимают Рому в коллективе, окружают заботой, сами становятся добрее и милосерднее.

Сейчас Рома продолжает учиться в 6 классе.

Работа с Аношкиной Лидией (программа вспомогательной школы) велась в режиме инклюзива.

В моём нынешнем 2 «В» классе из 21 учащегося – 2 ученика с ЗПР (один из них с ДЦП).

Накопленный опыт помогает мне в работе.

Для учителя, работающего в инклюзивном классе, крайне важно помнить о следующих правилах:

1. В поурочном планировании ставит коррекционную цель. Отразить в ходе урока траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями.

 

2. Чёткая организация урока, где каждый занят интересной, трудной, но         посильной деятельностью.

Так же как и другим, хотя, возможно, и в большей степени, детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) нужна чёткая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволяет ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своём поведении. Внезапное нарушение порядка для ребёнка с аутизмом всегда некомфортно.

Например,  1 и во 2 классе, во время урока, Рома (ребёнок с аутизмом) мог спросить, сколько будем решать задач, или уравнений, когда будет звонок. Чтобы избежать таких вопросов, перед каждым заданием я проговаривала количество заданий определённого вида, познакомила с расписанием звонков.


3. Предоставляйте каждому ребенку возможность работать в присущем
ему темпе.

Я предлагаю ребенку пропустить очередную запись, заменить задание, для выполнения которого требуется меньше времени.
Индивидуализация темпа – необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе. Дети выполняют задание, но работа останавливается независимо от степени ее завершенности. Так отрабатывается умение начинать и заканчивать работу со всеми.
 

4. Обучение и воспитание детей с ЗПР осуществляется с позиции индивидуально подхода.

Индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка должны учитываться с самого начала его пребывания в школе.  

Например, для ребенка страдающего ДЦП я соблюдаю следующие условия: посадка ребенка  на тот ряд и парту, которые позволяют ребенку свободно выходить из-за парты.  Предоставляю возможность ученику выбирать удобную позу для выполнения письменных работ, как удобней отвечать: сидя или стоя.

Предоставляю большее количество времени для выполнения письменных работ.

При оценке результатов письменных работ не занижаю оценку за следующее: неправильное написание строк, выпадение элементов букв или их незаконченность,нарушение размеров букв, смешение сходных по начертанию букв, прерывистость письма. Дима пишет карандашом.

Сейчас наблюдается положительная динамика у ребёнка в навыках письма.

Контрольные и самостоятельные работы по математике ученик выполняет не в тетради, а на отдельном листе, на котором только нужно вставить пропущенные числа.

 

Чтобы развивать вычислительные навыки у Аношкиной Лиды (программа вспомогательной школы), мы воспользовались линейкой (на начальном этапе).

 

5.  Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание. 
Оптимальная смена видов заданий: познавательных, вербальных, игровых и практических.

 

6.  Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух. На уроках часто использую хоровое проговаривание.

При таком виде работы усваиваются и теоретические знания, и лучше усваивается алгоритм выполнения практических упражнений.

 

7. Индивидуальная помощь в случаях затруднения. 

На каждом уроке стараюсь оказывать индивидуальную помощь «особенным» детям.

На каждом уроке литературного чтения включаю «жужжащее чтение» (пятиминутки). В это время я работаю над развитием навыков чтения.

На уроках русского языка и математики во время самостоятельной работы (5-7 минут) над заданием, карточкой есть возможность уделить внимание «особенным детям».
 

8. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек. 

При объяснении нового материала использую опорные схемы. Для меня этот метод оказался очень эффективным.

 

Практически на каждом уроке ребята работают по карточкам (ведётся тетрадь для индивидуальных работ).

Например: (русский язык).

1 уровень (программа ЗПР)

2 уровень

Разбери слова по составу.

Дом,   дома,   домашний,  домик.

Гриб,  грибник,  грибной.

 

Разбери слова по составу:

Берёза, домик, гриб, гнездо, лесной, дерево.

Вставь пропущенные буквы.

Медве..ь - медведи

гара… -  гаражи

тра…ка - трава

ст…кло -  стёкла

зв…зда – звёзды.

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное слово.

Медве..ь - ______________

гара… -      _____________

ст…кло - ______________

б…жит - ______________

зв…зда - ______________

Определи род имён существительных:

Тетрадь (чья?), солнце (чьё?), гнездо (чьё?),

пенал (чей?), карандаш (чей?), ручка (чья?).

 

Определи род имён существительных:

Тетрадь, солнце, гнездо, пенал, карандаш, ручка.

 

Определи род имён существительных:

Полотенце,  автобус, машина, товарищ, яблоко, ромашка.

 

Определи род имён существительных:

На автобусе, в школе, яблоки, под деревом, карандаши, около школы, здоровье.

 

 

Карточки на уроке математике:

Реши примеры:

7 + 8 =                         12 - 6 =

9 + 4 =                         15 – 7 =

3 + 9 =                         18 – 9 =

Реши примеры:

7 + 8 =                         12 - 6 =

9 + 4 =                         15 – 7 =

3 + 9 =                         18 – 9 =

7 + 4 =                         11 – 3 =

Реши примеры:

14+ 2 =                   21 + 40 =

52 + 3 =                   35 + 20 =

472 =                   87 – 30 =

Реши примеры:

14 + 2 =                       21 + 40 =

52 + 3 =                       35 + 20 =

47 – 2 =                       87 – 30 =

84 – 3 =                       98 – 80 =

 

Карточки для ребёнка с ДЦП я набираю крупным шрифтом.

Использую цвет для выделения десятков и единиц.

Письменные работы по русскому языку (диктанты и списывания), подбираю с меньшим количеством слов.

 

Изложения и сочинения пишем по опорным словам.

1уровень (дети с ЗПР)

2 уровень

- Какой стоял день?  (тёплый)

- Кто грелсяна солнышке? (Пушистый кот Васька)

- Что делал воробей? (клевал крошки хлеба)

- Что чует кот? (добычу)

- Что сделал Васька? (глазки заблестели.Кот бросился на птицу.)

Это заметил Алёша.
- Кто стал гнать Ваську? (мальчик)

- то спас птицу? (Алёша)
- Где скрылся воробей? (в кустах)

 

 

- Какой был день? 
- Кто грелся на крыльце? 
- Кто клевал крошки хлеба? 
- Что чует кот? 
- Что сделал Васька? 
- Кто стал гнать Ваську? 
- Где скрылся воробей?

 

 

 

Учитель поясняет, что предложения нужно начинать с выделенных слов.  Можно вместе с учеником расставить простым карандашом порядок слов.

 

1 уровень (дети с ЗПР)

2 уровень

Напиши сочинение по плану и опорным словам:

1. Мою маму зовут…

2. Моя мама самая красивая. Глаза (лучистые, голубые, карие, зелёные).

Волосы (русые, каштановые, чёрные). Руки (тёплые заботливые, трудолюбивые).

Сердце моей мамы (доброе и чуткое).

3. Моя мама работает ….

4. Я помогаю своей маме во всём.

5. Мама – мой лучший друг.

 

Напиши сочинение по плану:

1. Как зовут маму.

2. Моя мама самая красивая. Внешность мамы.

3. Профессия моей мамы.

4. Моё отношение к маме.

5. Пожелания маме.


 

9. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой цель: как сделать урок здоровьесберегающим?

Стараюсь на уроке создать  атмосферу доброжелательности, которая позволяет снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это «эмоциональные поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы. Необходимо в работе с детьми присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе.

На своих уроках использую следующие средства двигательной активности:

 -элементы движений (ходьба, бег, прыжки);

 -физкультминутки;

- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

 -гимнастика (пальчиковая, для развития мелкой моторики,  для тренировки зрительного анализатора). Такие виды гимнастик необходимы для детей с ограниченными возможностями.


10. По возможности  на каждом уроке использую задания на развитие познавательной деятельности.

Часто на уроках русского языка я предлагаю найти «лишнее» слово. Такие задания развивают познавательные способности.

Тема: Перенос слова.

- Найти «лишнее» слово: медведь, олень, лиса, жираф, тюлень.

- Доказать, что слово «олень» лишнее. (Это слово перенести нельзя).

- Что общего у этих слов? (Все слова состоят из 2 слогов, все слова – названия животных).

Такой вид работы использую при проведении орфографических пятиминуток.

 

11. Использование игровых технологий позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

 

 

   12. Основное правило для учителя. Создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не, сколько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.

 

Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей. 

Категория: МО начальных классов | Добавил: funtik (04.04.2014)
Просмотров: 777 | Теги: инклюзив, аутизм, семинар, работа, Шевченко, Индивидуальная, сш6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2020